Инновационные технологии в моей работе
"Готовность к инновационной деятельности в современных условиях-
важнейшее качество профессиональной деятельности педагога,
без наличия которого невозможно достичь высокого
уровня педагогического мастерства".
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
И мы учителя-логопеды сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
В своей работе применяю следующие нетрадиционные, здоровьесберегающие технологии:
- Пальчиковый массаж
- «Су – Джок» - терапия
- Логоритмика
- Мнемотехника
- Синквейн
- ИКТ
- Акватерапия
- Пескотерапия
- Кинеозилогия
Пальчиковый массаж
- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
- прищепочный массаж;
- массаж орехами, каштанами;
- массаж шестигранными карандашами;
- массаж зубными щётками;
- массаж мячами Су-Джок терапии.
Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Мнемотехника - это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
- связной речи;
- ассоциативного мышления;
- зрительной и слуховой памяти;
- зрительного и слухового внимания;
- воображения;
- ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Акватерапия-один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.
Какова же цель акватерапии? Акватерапия:
- -способствует развитию речи;
- -способствует физическому развитию ребенка: закаливанию;
- -развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук;
- -стабилизирует психо-эмоциональное состояние ребенка;
- -развитию и совершенствованию навыков позитивной коммуникации.
- -пополнению и обогащению активного и пассивного словаря.
- -развитию навыков импрессивной и экспрессивной речи.
Дети с удовольствием играют с водой, т.к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Пескотерапия- игры с песком, как способ развития ребёнка
Цель пескотерапии: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Задачи:
- -способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
- -формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
- -развивать мелкую моторику рук:
- -обогащать и активизировать словарь родного языка;
- -формировать лексико-грамматические категории языка;
- -автоматизировать корригируемые звуки;
- -формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
- -учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и формировании физического здоровья через систему специальных упражнений для рук. С помощью кинезиологических упражнений можно провести работу по развитию мышления, памяти, внимания ребенка на любом этапе работы. Комплекс движений подбирается с учетом связи зоны головного мозга с участком тела и индивидуальных особенностей ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии обучения – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИКТ в логопедии:
- повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- организация объективного контроля развития и деятельности детей;
- расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
- возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
- расширение спектра невебральных заданий;
- обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
Синквейн является одной из эффективных методик, применяемых в работе с детьми, способствующих формированию речевого развития, как приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему.
Синквейн технология – нерифмованное стихотворение. Гармонично вписывается во все этапы непосредственной образовательной деятельности, развивает лексико – грамматический строй речи и связное высказывание, а так же все ВПФ.
|